Страницы

Высший пилатес



Владимир Снежик — профессиональный хореограф, автор и продюсер многочисленных телепроектов по фитнесу, которым он занимается уже двадцать три года. Он преподает в пятнадцати странах и в Москве бывает считаные дни в году. Его последняя разработка — Port de Bras — первая отечественная программа, которая вышла на международный уровень. Port de Bras — хореографический термин, в дословном переводе означающий «движения рук и тела». По мысли Снежика, программа — это прослойка между фитнесом и танцем, которая включает элементы пилатеса, хореографии, йоги и тай-чи.

«Когда человеку хорошо, он не застывает в асанах, а танцует, —говорит Владимир. — Моя гимнастика прорабатывает каждый сантиметр тела и обновляет его, словно скраб. Она соединила в себе практически все техники стрейча, спирали, скручивания, упражнения на подвижность суставов и вытяжение мышечных цепей. После такой тренировки тело начинает расправляться, как мятая рубашка, обрызганная водой».

Встречи с Владимиром я стала искать, потому что заскучала на уроках классического пилатеса. У меня никогда не было проблем с весом, но мышцам явно не хватало рельефа и гибкости, поэтому пилатес поначалу казался мне панацеей. И не мне одной — гимнастика, придуманная в начале XX века немецким врачом Джозефом Пила - тесом для реабилитации раненых солдат, в начале нового миллениума побила все рекорды популярности среди звезд и простых смертных. Нехитрые упражнения для мышц позвоночника, бедер и живота укрепляют и растягивают даже глубокие мышечные группы, отчего тело становится сильным, а движения — грациозными. Но мой роман с пилатесом оказался недолгим. Дважды в неделю я приходила в небольшую мансарду в центре Москвы, чтобы выполнять упражнения с каучуковыми кольцами, резиновыми лентами и мячами под умиротворяющую музыку и курение благовоний. Мне нравились изменения в моем теле, но, в очередной раз задремав посреди урока, я поняла, что мне не хватает драйва.

И больше я абонемент не покупала. И что теперь? Йога? По мне — заумно и дискомфортно. Тренажерный зал? Аэробика? Тут-то мне и подсказали телефон Снежика. Владимир вручает мне DVD с видеоуроками своих тренировок: занятия похожи на балет и индийские танцы одновременно. Растяжка сменяется силовыми нагрузками, упражнения на баланс — приседаниями. Снежик говорит: «После первого урока человек понимает, что у него есть руки, и они красивые». Однако первое ощущение полета и легкости обманчивое, незаметно для себя я сделала более четырехсот разных приседаний и после часа занятий устала не на шутку. Мой вывод: Port de Bras — отличный урок для людей с лишним весом, которые не любят прыгать со скакалкой и бегать по утрам.

Рассказываю о российском ноу-хау коллегам из британского Vogue. Те парируют: их соотечественник Дэвид Хиггинс тоже разработал уроки динамического пилатеса, в котором классические упражнения сочетаются с аэробной и кардионагрузкой. В районе Мэйфэйр недавно открылась уже четвертая лондонская студия Ten Pilates, и в нее теперь ходят почти все сотрудницы расположенной по соседству редакции Vogue. Вторым городом в мире, где открылась студия популярной лондонской сети, стала Москва — так что отправляюсь в Столешников переулок и записываюсь на занятия, чтобы сравнить их методику с силовыми танцами Снежика.

На тот пилатес, которым я занималась раньше, это совсем не похоже: никаких аромасвечей и протяжных напевов группы «Энигма» — уши закладывает от визгов Бет Дитто и Пинк, все бодры, веселы и размахивают гантелями. Занятия проходят в зале с реформерами — похожими на кушетки тренажерами для пилатеса. Инструкторы включают в урок элементы из разных программ, от функционального тренинга до тайского массажа.

«Увидев то, что происходит в студиях Ten Pilates, Джозеф Пилатес перевернулся бы в гробу, — сказал по этому поводу журналист авторитетной лондонской Times. — Однако на сегодня динамический пилатес — одна из самых быстрых и занимательных дорог к красивому сильному телу».

«Это умная физкультура, — раскрывает мысль журналиста тренер Ten Pilates Сергей Власов, в клиентах которого актрисы Анна Михалкова и Анна Бегунова. — Классический пилатес мы комбинируем с силовыми нагрузками и упражнениями на сопротивление. Если обычные тренажеры прорабатывают отдельные мышцы, оставляя слабые слабыми, то мы добиваемся гармонии и развиваем сразу все». 

По ходу занятия не раз вспоминаю приседания «по Снежику» — тренер Ten Pilates тоже доводит мои мышцы до паники, одновременно настойчиво убеждая почувствовать себя ученицей балетной школы — во время растяжки ног у меня темнеет в глазах. Но и результат не заставляет себя ждать — уже через час по телу разливается легкость и ощущается прилив сил.

«Какой бы эффективной ни была тренировка, людям хочется разнообразия, — рассказывает мне еще одна новая знакомая — Любовь Каткова. Она руководит школой пилатеса «Линия тела», открывшейся недавно на базе московского центра красоты «ЮБьюти» на Ленинском проспекте. — Поэтому для девушек, уже обученных правильно держать спину и нужным образом дышать, я разработала урок данс-пилатеса».

Бывший хореограф, из базовых упражнений пилатеса Каткова собирает связки, напоминающие профессиональный танец. Музыка может быть любой — от классической до джаз-модерна. Мне досталось танго. До встречи с Любой я и вообразить не могла, что планка, сотня или кранч могут превратиться в танец. Сначала мы повторяем каждое упражнение по десять-двадцать раз, потом — по одному, связывая их махами руками и ногами, как в танго, и в конце урока у меня получается трехминутный танец. Красиво и очень полезно. В школе Катковой проходят занятия для беременных, подростков и мужчин. А в планах — «пилога», объединившая пилатес с йогой.

Похожий класс уже есть в велнес - клубе Else Club на Иваньковском шоссе, там его называют «йогалатес». Направление придумала австралийка Луиза Соломон. Она четырнадцать лет преподавала йогу и пришла к выводу, что для уверенного удержания тела в асанах клиентам не хватает мускулатуры. Инструктор Else Club Екатерина Иванова — ученица Соломон. Она начинает урок с разогревающего дыхания в позе лотоса. Потом в течение часа мы разбавляем статичные асаны перекатами, плечевым мостом и упражнениями на равновесие. Получается что-то вроде йоги в движении. Но после Port de Bras и Ten Pilates для меня это скорее пилатес на сниженной скорости.

Моя следующая остановка — бассейн «Планеты Фитнес» на Алтуфьевском шоссе. Инструктор клуба, чемпионка мира по синхронному плаванию Анна Юряева разработала здесь свою версию аквапилатеса. «Чем он отличается от обычной аквааэробики?» — интересуюсь я.

«Аквааэробика — это динамичные упражнения, которые выполняются под бодрую музыку. А в аквапилатесе ни одно движение невозможно сделать не задумываясь. Поэтому на свои занятия я приглашаю людей, прошедших подготовку в зале. Втягивать в себя глубокие мышцы таза лучше учиться на берегу: подойти и поправить положение спины и живота в бассейне тренер не сможет. К тому же, если не понимать сути и не подключать нужные мышцы правильно, можно элементарно замерзнуть».

Но что же все-таки выбрать — аква-аэробику или аквапилатес?

«Это зависит от темперамента. Тому, кто привык двигаться активно, сложно сконцентрироваться и выполнять движения под медленную музыку. И наоборот. Кстати, аквапилатес очень популярен среди людей с лишним весом: им в воде переходы из одного положения в другое выполнять гораздо легче. К тому же здесь нет зеркал и не приходится сравнивать себя с другими».

Перед тем как прыгнуть в бассейн, надеваю на талию жилет, на ноги — манжеты из легкого пластика. Эта амуниция будет выталкивать мое тело на поверхность, мешая выполнять упражнения. Чтобы удержаться вертикально в глубокой части бассейна, приходится напрягать все тело. «А теперь по очереди поднимайте ноги», — командует Аня. Против моей воли всплывают сразу две. Сопротивление воды заставляет прилагать в несколько раз больше усилий, чем на земле, зато мышцы укрепляются быстрее. Затем ложусь на живот и пытаюсь встать, перемещая тело по вертикали, как часовую стрелку с трех часов на шесть. Ни за что не держась и не сгибаясь пополам, сделать это, кажется, невозможно. Выбиваясь из сил, смеюсь своей неуклюжести: я похожа на планктон, руки и ноги гуляют сами по себе. Юряева говорит, что именно аквапилатес помог Бритни Спирс восстановиться после перерыва. Охотно верю — кажется, этот спорт из слона сделает муху. К концу занятия тело начинает слушаться. Возвращаясь на землю, не чувствую ни капли усталости и решаю включить водный пилатес в свой режим: схема «два раза в неделю зал, один —бассейн» кажется мне идеальной.

«Если есть голова, пилатес можно смешивать с чем угодно», — резюмирует итоги моих поисков идеальной тренировки Алексей Фандеев, инструктор студии «Пилатес & Йога» в районе 1-й Тверской-Ямской. А все потому, что по сути пилатес и есть совокупность элементов. Сам Джозеф Пилатес редко когда повторял упражнения и к каждому случаю подходил индивидуально, но не запатентовал ни одной четко расписанной программы. Вот и Алексей, который раньше танцевал в ночных клубах, изобрел стрип-пилатес, нанизав на классические упражнения элементы фривольного танца.


«Слово «стрип» в названии — скорее приманка, — объясняет Фандеев. — Мои тренировки больше похожи на современный балет. Они развивают артистизм, пластику и избавляют от комплексов». 

Ни шест, ни каблуки для занятий не требуются. Большинство упражнений выполняются на полу, и многие из них мне знакомы, но модифицированы: например, чтобы сесть из положения лежа, обычно я начинаю скручивание с головы, Алексей учит меня подниматься в обратном направлении, выгибая поясницу. Принцип стрип - пилатеса такой же, как у описанного выше «дане»: в конце урока каждое из освоенных упражнений выполняется один раз, образуя танец.

Динамическому пилатесу я посвятила два последних месяца, и вот итог: недавно я насчитала вторую пару кубиков на животе, обнаружила рельефные мышцы на задней поверхности бедра и перестала пить витамины с женьшенем — их заменяет утренняя тренировка. Тут бы и поставить оптимистическое многоточие... Но приходит письмо от Ланны Камилиной. Владелица салонов красоты пригласила меня на «пилатес для лица» — скульптурный массаж для тонуса мышц. Согласна!

Комментариев нет:

Отправить комментарий