Страницы

Повышать качество подготовки специалистов


О том, как усовершенствовать систему итоговой государственной аттестации выпускников медицинских и фармацевтических образовательных учреждений, а также сертификации специалистов здравоохранения, шла речь на последнем  заседании коллегии Минздрава России. Обсуждался вопрос "О контроле качества подготовки специалистов на всех этапах непрерывного медицинского и фармацевтического образования". Было отмечено, что ныне работающая система дополнительного образования дает возможность специалистам повышать свою квалификацию не реже одного раза в пять лет. Но не секрет, что процент направляемых на обучение, особенно из сельских ЛПУ и даже отдаленных городов, не соответствует требованиям, не определены позиции по контролю качества.

В пользу совершенствования системы контроля качества подготовки специалистов на всех этапах непрерывного образования говорят, в частности, итоговые цифры этого года. К этому времени только 50 проц. врачей и чуть более 30 проц. медсестер имели аттестационные категории и сертификат специалиста. Выступавшие отмечали, что для развития системы медицинского и фармацевтического образования в последние годы были утверждены многие важные документы. Это государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по всем специальностям здравоохранения, учебные планы, программы дисциплин и т. д. Утверждение Государственного образовательного стандарта определило правовой статус вузов, способствовало становлению системы непрерывного образования. В сфере послевузовского и дополнительного профессионального образования были осуществлены мероприятия по введению системы сертификации медицинских и фармацевтических работников. Приказы Минздрава России регламентировали порядок допуска специалистов к осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с полученной подготовкой, порядок организации и деятельности экзаменационных квалификационных комиссий.

Следует упомянуть и инструктивные письма "О порядке подготовки и требования квалификационных экзаменов на получение сертификата специалиста" были разработаны и направлены во все органы управления здравоохранением субъектов Федерации, в образовательные и научно-исследовательские учреждения Минздрава России тестовые задания (I и II поколений), которые призваны унифицировать проведение экзаменов в рамках итоговой аттестации выпускников вузов, средних медицинских и фармацевтических учебных заведений и сертификации специалистов. На заседании коллегии говорилось и о несоответствии тестовых заданий, подготовленных на основе современных достижений науки и практики, той учебной и методической литературе, которая используется в процессе обучения. Трудно решается и проблема соответствия качества подготовки кадров по специальности "Здравоохранение", которая осуществляется на медфаках в более чем 20 вузах Минобразования России и негосударственных вузах. Был затронут сложный вопрос подготовки единых тестовых программ по отдельным дисциплинам, привлечения представителей Минздрава России в состав комиссий по лицензированию вузов (имеющих медицинские факультеты) Минобразования России. Одобрив действующую систему оценки уровня подготовки кадров (в сфере среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования), способных работать в новых экономических условиях, коллегия наметила ряд мер по дальнейшему совершенствованию системы контроля качества.

О других важных решениях нам рассказал руководитель Департамента образовательных медицинских учреждений и кадровой политики МЗ РФ Николай ВОЛОДИН.

Дали отдачу те наработки, которые за последние пять лет сделали вузовские коллективы, территориальные органы управления здравоохранением. А самое главное - принципиальная позиция работников отрасли - необходимо совершенствование контроля качества подготовки специалистов. Для этого нужно создать механизм издания и распространения тестовых заданий для каждого этапа контроля. Врач должен иметь возможность получать новые варианты, которые будут меняться раз в пять лет. Очень важный момент - контроль качества подготовки на додипломном этапе. Издание Федерального банка тестовых заданий для итоговой государственной аттестации и оценки по отдельным дисциплинам на всем протяжении додипломной подготовки позволит нам унифицировать уровень требований к студентам вузов как Минздрава, так и Минобразования России. Будет создана межведомственная комиссия, которая наконец-то даст ответ на вопрос: нужно ли открывать новые медицинские факультеты и медвузы в России? Только высококлассные научно-педагогические коллективы способны готовить хороших специалистов для здравоохранения. 

На этом заседании коллегии было решено дать указание ректорам медвузов пересмотреть учебно-производственные планы последипломной подготовки, дополнительного образования, совместно с территориальными органами управления здравоохранением внести коррективы и максимально ускорить процесс сертификации. Для этого территориальным органам указано на необходимость заключать прямые договора с медвузами и направлять туда специалистов для проведения сертификации. Для контроля за ходом этого процесса запланировано проведение заседаний координационных региональных советов по дополнительному образованию (их восемь по стране). При Российской медицинской академии последипломного образования будет создан центр, контролирующий и определяющий стратегию процесса сертификации. Рассматривается возможность создания на базе Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова центра тестирования абитуриентов на этапе их довузовской подготовки. Таким образом можно будет регулировать уровень требований к выпускникам средних школ, которые хотят поступать в медвузы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий