Страницы

Здоровая музейная тишина


По отношению общества к вопросам сохранения здоровья можно судить о степени его цивилизованности. Всем нам достаточно хорошо известно, как и когда зарождалась на Земле профилактическая медицина, или гигиена, как она развивалась и чего в итоге достигла. Следует лишь подчеркнуть, что особую силу и значимость она приобретает, когда становится еще и политикой государства.

Наше законодательство уже обратило внимание на ответственность предпринимателей за вред, причиняемый производством рабочему; нет никакого сомнения, что в ближайшие годы эта отрасль законодательства будет сильно прогрессировать.

Толстая, внушающая уважение книга "Болезни рабочих с указанием предохранительных мер", автор - доктор медицины Александр Никитин. Книга несет в себе уникальную и чрезвычайно интересную информацию о профессиональных заболеваниях, которую следовало бы воспроизвести заново да еще и выделить при том то самое законодательство. И прежде всего потому, что издан этот труд не сегодня, а... в 1847 году. Мало того, что в книге с гигиенических позиций рассмотрены все существовавшие тогда профессии, начиная от промышленных производств и кончая уличными крикунами (существовала, оказывается, и такая работа), но проанализированы и различные пути воздействия множества вредных факторов, причем особое внимание уделено их комплексному влиянию на организм.

Больше 150 лет прошло, а труд не только не стареет, но и продолжает служить не хуже своеобразного маяка, "подсвечивая" из глубины современным научным исследованиям в области гигиены. И подобных раритетов в музее представлено предостаточно. Смотришь на эти удивительные экспонаты и невольно задумываешься: да так ли уж отставала Россия в общем развитии от вечно кичливой Европы? Сравнение получается весьма интересным, когда извлекаются на свет исторические сведения о проведении на Руси в далеких XI-XII веках гигиенических мероприятий по благоустройству городов (ярчайший пример - Великий Новгород), законодательных деяниях Петра I по охране труда рабочих или документы, свидетельствующие о создании основ государственного санитарного законодательства еще в первой половине XVIII века. Знать, достаточно было в этой области наработано, чтобы эти основы могли появиться, да и великий император, выходит, понимал, что профилактика должна осуществляться на государственном уровне...

Сравнительно небольшой, но весьма современного вида музей гигиены расположился в НИИ медицины труда РАМН. Может, кому-то это покажется банальностью, но без преувеличения можно сказать, что посетитель музея попадает в совершенно особое измерение явное ощущение собственной сопричастности к оживающему прошлому. А создавалась-то в 1973 году общими усилиями сотрудников всего лишь история самого института, да в итоге в музее оказались представлены памятные вехи развития в России гигиены труда, и для размещения поступающих экспонатов время от времени выделялась дополнительная площадь. Кстати, работа эта продолжается и в настоящее время. Есть здесь и "живые" экспонаты, созданные трудом ученых института: халаты, защищающие от электромагнитных излучений, противорадиационный костюм-скафандр и многое другое. В 1990 году состоялось официальное открытие уже существующего музея. Время идет, и, может, кто-то из сегодняшних сотрудников возьмется в будущем за обобщение накопленных материалов. Не ждать же, когда этим займутся историки медицины...

Увлеченные в стране нашей были медики, и неповторимой оказалась для других российская медицинская школа. Эта увлеченность своей работой и привела когда-то лечащих врачей на только еще возникающие в стране заводы и фабрики, чтобы, даже не думая о конечных результатах, положить начало не только общей гигиене, но особому ее разделу - промышленному, профессиональному. Уже тогда, на первых этапах индустриализации России, задумывались медики над сложным современным вопросом: что же именно дает человеку труд на промышленном предприятии и что он в итоге у него отбирает? Много добрых слов хотелось бы сказать в адрес директора и сотрудников института, в суете повседневности хранящих связь со своим историческим прошлым. А о наличии такой связи говорит и тот факт, что здесь даже ученый совет могут целиком посвятить не только гигиеническим проблемам, но и Александру Сергеевичу Пушкину, и нравственному смыслу современной культуры.

Живем, чтобы помнить, и не зря 150 лет назад тот самый Никитин заметил: "А кто знает, не будут ли для ближайших наших потомков непонятны такие термины, как утермарковская печь или освещение свечами и керосином, а для более отдаленных - питание мясом животных и даже зерновым хлебом?" Есть в этом отношении лишь одно замечание. Немало в Москве находится различных гигиенических учреждений. Уж, наверное, они могли бы принять участие в создании единой экспозиции и определиться с доступным не только для специалистов помещением для музея гигиены, в котором так много интересного мог бы найти для себя каждый россиянин. Ведь помнить и сохранять свое родство с ушедшими поколениями необходимо.

Комментариев нет:

Отправить комментарий