Страницы

Борцы с абортами



- В настоящее время мы наблюдаем полномасштабную атаку на репродуктивные права женщин. Цель атакующих в том числе - забрать право решения о (не) рождении ребенка у женщины, и передать это право ее «опекуну» - мужчине, а далее его «опекуну» - государству. Это происходит под двумя предлогами: во-первых, надо бы повысить рождаемость, а во-вторых, вернуться к духовности, которой аборты противоречат. На втором пункте мы не будем останавливаться; заметим лишь, что духовности в таком узком понимании противоречат многие вещи: интернет, нанотехнологии и модернизация вообще.

Борцы с абортами предлагают следующее:

  • защитить право ребенка на жизнь до его рождения 
  • лишить замужних женщин права делать аборт без письменного разрешения мужа, а несовершеннолетних - без письменного разрешения родителей
  • ввести обязательную задержку на 48 часов или неделю между обращением женщины за абортом и собственно абортом
  • отменить социальные показания для аборта на сроке от 12 до 22 недель, кроме беременности в результате изнасилования (сейчас в число социальных показаний входят еще три, их предлагается отменить) 
  • заставить женщин, решающих сделать аборт, пройти обязательные психологические консультации, организовать прослушивание сердцебиения плода и просмотр плода на УЗИ. Прямая, официально задекларированная цель этих инициатив - надавить на женщину, чтобы она отказалась от аборта. Одновременно планируется склонить женщину, не заявившую о желании сделать аборт, к отказу от пре-натальной диагностики, если для этого имеются показания
  • разрешить врачам отказываться от проведения аборта по убеждениям
  • запретить рекламу услуг по прерыванию беременности в частных клиниках
  • запретить продажу средств для медикаментозного аборта (имеются в виду средства экстренной контрацепции) без рецепта врача, ведущего беременность (которой еще нет!)


В действующем Законе от 1993 года есть фраза: «Искусственное прерывание беременности проводится в рамках программ обязательного медицинского страхования в учреждениях, получивших лицензию на медицинскую деятельность, врачами, имеющими специальную подготовку». В новой редакции Закона ее нет!!! А это значит, что платными могут стать не только аборты по желанию, но и по социальным и медицинским показаниям! Возможно, список бесплатных процедур будет определяться Правительством в подзаконных актах, но будет ли там прерывание беременности?

- Часть этих мер уже реализована, невзирая на то, что их отличительной чертой является контрпродуктивность, то есть результат будет прямо противоположным ожидаемому.

Против абортов



- Но почему именно Русская православная церковь принимает в этом такое активное участие?

В начале июля Минздравсоцразвития подписало с Русской православной церковью (РПЦ) соглашение о сотрудничестве, которое, по словам министра Голиковой, опубликованным на официальном сайте министерства, включает и «решение вопросов на законодательном уровне». В числе предполагаемых направлений решения вопросов: демографическая политика, предотвращение абортов, биомедицинская этика. Стоит вспомнить, что биомедицинская этика православия относит к тяжким грехам не только искусственное прерывание беременности, но и большинство видов контрацепции, а также осуждает наиболее и во многих случаях единственно эффективные методы лечения бесплодия - экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО), использование донорских яйцеклеток и донорской спермы. То есть цель РПЦ - максимально увеличить рождаемость среди тех, кто не хочет детей и сократить ее до минимума среди тех, кто на многое готов ради долгожданного малыша.

- Конечно, на словах цели у наступающих на женские права другие:

  1. сократить число абортов в России (действительно высокое для цивилизованной страны)
  2. повысить рождаемость (действительно низкую) 
  3. улучшить ситуацию с репродуктивным здоровьем
  4. помочь самим женщинам 
  5. привести законодательство РФ в соответствие со своей радикальной религиозной идеологией, разделяемой лишь исчезающим меньшинством граждан


Проблема в том, что единственная из этих задач, которую предлагаемые меры действительно решают, это задача 5, навязывание гражданам России законов, основанных на экстремистской религиозной идеологии. Остальных целей невозможно достичь предлагаемыми мерами. В лучшем случае эти меры никак не повлияют на приближение к этим целям, а часто - наоборот, только помешают российскому обществу их достичь.

На заседании профильного комитета по охране здоровья под руководством Ольги Борзовой 6 июля гон года большая часть этих поправок была отклонена. После отклонения РПЦ развила чрезвычайную активность и оказывает огромное давление на председателя и членов комитета, пытаясь изменить их мнение (и не безуспешно).

Нежелательные беременности



- Обращает на себя внимание то, что с 2008 до гон года из направлений работы Минздравсоцразвития полностью исчезла профилактика нежелательных беременностей, обеспечение доступности контрацепции, распространение современных, более безопасных методов абортов. Все это заменено введением «доабортного консультирования», то есть психологического влияния на женщин, у которых нежелательная беременность уже случилась, по модели красноярской программы «Святость материнства»: методические указания этой пилотной программы распространяются по женским консультациям в виде письма Минздравсоцразвития. Может быть, речь идет только об изменениях в риторике писем министерства, а практика борьбы с нежелательными беременностями осталась прежней?

- К сожалению, это не так. Во-первых, рекомендации по улучшению ситуации с абортами из письма Минздравсоцразвития 2008 года никогда не были выполнены. В России не существует программ обеспечения доступности контрацепции. Профилактика нежелательных беременностей находится на низком уровне. Доля медикаментозных, самых безопасных абортов в России составляет 3% от общего числа (для сравнения - в Финляндии таких абортов 70% от общего числа). Россия не выполняет рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) по обеспечению безопасности абортов, а недавнее исследование экспертов ВОЗ показало, что на практике российские врачи часто не владеют элементарными техниками повышения безопасности аборта - например, не знают, что особенно у нерожавших женщин и на относительно позднем сроке беременности нужно подготовить шейку матки к хирургическому аборту специальными лекарствами; что не нужно при хирургическом аборте механически расширять шейку матки до максимальных размеров, если необходимости нет (это повышает травматичность).

Банальная техника проведения аборта как хирургического, так и вакуумного часто оставляет желать лучшего. И это на фоне того, что в России подавляющее большинство абортов остается хирургическим, хотя делается на сроках, позволяющих применять более современные и безопасные методы.

Даже скромная деятельность по профилактике нежелательных беременностей, которая имела место раньше, в последнее время, судя по всему, оказывается под угрозой: существующие центры планирования семьи сейчас полным ходом переделывают в «кризисные центры беременности», заменяющие профилактику нежелательных беременностей... «предабортным психологическим консультированием».

Уже несколько лет существует методичка, где даются рекомендации, как убедить женщину, которой для спасения жизни нужно сделать аборт, от этого аборта отказаться! Такие консультанты грубо нарушают собственные этические нормы, когда психолог ведет беседу с целью добиться своего, а не выяснить, что именно нужно клиенту, и помочь - это уже не психологическая помощь, а что-то совсем другое.

Предабортное консультирование



- Опыт введения обязательного «предабортного консультирования» в Красноярском крае чиновники министерства часто приводят как положительный. Например, Олег Филиппов, заместитель директора департамента развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздравсоцразвития, утверждает, что 8 Красноярске работа консультантов «сохранила бооо детских жизней».

Однако если посмотреть на действительные цифры по краю и сравнить их с цифрами по федеральному округу и России в целом, становится видно, что никакого перелома тренда в Красноярском крае не происходило.

- В высоком количестве абортов в России виноваты вовсе не вздорные и безответственные женщины.

  • Во-первых, любая нежелательная беременность - это результат поведения двух человек. Между тем в риторике борцов с абортами отцы появляются только в качестве «хозяев», которым предлагается дать право распоряжаться телом женщины. Нежелательная беременность должна перестать быть «женской проблемой». 
  • Во-вторых, само возникновение нежелательных беременностей в большом количестве говорит о том, что в обществе что-то неблагополучно с механизмами контрацепции. Опыт развитых стран с низким числом абортов показывает, что знания о контрацепции и ее доступность помогают избежать львиной доли нежелательных беременностей.
  • В-третьих, нередко решение сделать аборт обусловлено материальными соображениями: беременные женщины и мамы сталкиваются с повсеместной дискриминацией на работе; в случае, если отец ребенка бросает семью, у молодых мам нет почти никаких гарантий, что ребенок будет получать законные алименты; во многих регионах существуют серьезные проблемы с детскими садами... Список можно продолжать. Все эти причины созданы государством, а не женщинами, решающими сделать аборт.


То, что предлагают борцы с абортами, - это на деле борьба с женщинами. А по-настоящему действенная борьба с абортами не ущемляет права женщин. Наоборот, через улучшение ситуации с женскими правами - например, с правом на контроль над своим репродуктивным поведением - можно снизить количество абортов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий